Дидактические игры как средство обучения дошкольников
Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребёнка. Вчерашний дошкольник приобретает новый статус – ученик. Теперь к нему будут предъявляться новые требования, появятся новые обязанности. Со сверстниками и взрослыми начинают складываться новые отношения.
Как подготовить ребёнка к наиболее мягкому и комфортному переходу во «взрослую» жизнь? Выявление потенциала дошкольных видов деятельности и их реализация должны стать основой преемственности, мостиком между детским садом и школой.
У шестилетних детей часто отсутствует мотивация к учению, они не готовы выполнять учебные задачи в форме прямого задания. В этом случае на помощь приходят дидактические игры, в которых используются специальные карточки, конструкторы, деревянные игрушки и многое другое. Формирование навыков и учебных умений, усвоение знаний происходят в процессе дидактических игр. А.С.Макаренко видел в использовании игр в педагогике огромный потенциал для развития чувственной сферы ребёнка, которая в свою очередь влияет на процесс усвоения знаний, на развитие мотивационного и волевого качеств личности обучающихся.
Кроме этого, игры – это основа всей жизни ребёнка, на неё он охотно откликается и с удовольствием включается в процесс игры. Знания усваиваются детьми легче, быстрее, если они даны в занимательной форме. Такие знания оказываются и прочнее.
Дидактическая игра – это особая форма обучения, которая используется на разных этапах: изучение нового материала, закрепление, повторение и пр. Эффективность использования дидактических игр зависит от умения педагога правильно организовать игру и умело ею руководить.
Основным компонентом дидактической игры является учебная задача. К её выбору надо подходить очень тщательно, учитывая возрастные особенности детей, уровень их подготовленности. Учебная задача для детей формулируется как условие игры. Например, в игре «Рассеянный художник» обучающая задача — закрепить знание цифр, умение находить соотношение количества предметов с цифрой; развивать наблюдательность, внимание. А игровая задача для детей – помочь рассеянному художнику.
Активность ребёнка проявляется в игровых действиях – ещё одном компоненте дидактической игры, который обеспечивает успешность достижения результата. От творчества педагога зависит развитие игровых действий: выбор атрибутов игры, использование считалок, выбор ведущего, учет очков и тому подобное.
Показателем овладения знаниями и умениями, которые требует учебная задача, будет активность ребёнка игре. Например, в дидактической игре «Разложи по порядку» по заданию каждый игрок должен разложить свои картинки в определённой последовательности. Игровые действия будут выполняться тем успешнее, чем более развиты у ребёнка зрительная память, внимание, наблюдательность, логическое мышление. В игре «Веселое лото» выигрыш зависит от того, знает ли ребенок цифры от 1 до 10-и и числа до 12-и, развито ли у него слуховое и зрительное восприятие, а также память.
Важнейшим компонентом дидактической игры являются игровые правила. Только неукоснительное их соблюдение гарантирует реализацию игрового содержания. Правила регулируют порядок действий, делают игру интересной. Опытный педагог понимает, что при помощи правил можно воздействовать на детей, развивать нравственную и волевую сферы личности, формировать и корректировать межличностные отношения участников игры, учить их управлять своим поведением.
По окончании игры эмоциональный настрой детей повысится, если в беседе с ними подчеркнуть, как интересно было играть всем вместе, дружно, а также подбодрить проигравших и похвалить победивших.
Разнообразие дидактических игр даёт возможность педагогам творчески подходить к выбору наиболее эффективной формы их организации.