ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ОКНА
Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.
Возраст: подростковый
Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).
Описание упражнения:
Я хочу тебе сегодня рассказать историю из жизни окна. Да-да, самого что ни на есть обычного окна из обычной петербургской квартиры. Хотя может оно и не такое обычное…
Но в начале, мне хочется поделиться с тобой одним интересным высказыванием, которое часто можно встретить на просторах Интернета. Правда, автор его неизвестен (будем надеяться, что он всё же найдётся, а если ты случайно узнаешь – расскажи).
А высказывание такое: «…Люди очень похожи на окна. Одни закрыты, другие открыты. У одних прозрачные стекла, другие наглухо зашторены. Одни навсегда разбиты, другие отражают яркие огни. А ещё бывают окна в никуда… Бывают с цветными стёклами… Красиво, но утомляет. А бывают зеркальные… Изнутри всё видно, а туда заглянуть нельзя… У окон есть общее свойство: они смотрят друг на друга или перед собой. Редкие окна смотрят в небо… « Источник: Интернет, автор неизвестен.
Думаю, что это может быть небольшим эпиграфом к нашей истории, хотя решать это будешь ты.
История из жизни окна (С. Флоринская-Колбасова)
Окно было ещё совсем юное – оно появилось в квартире два года назад ранней весной, когда в неё въехали новые хозяева. Эта была семейная пара, У которой вот-вот должен был родиться долгожданный малыш. Поэтому в квартире сделали ремонт, купили новую красивую мебель и заменили окно. Затем повесили нежный тюль и изысканные шторы. Так красиво и празднично встретило оно свою первую весну. А весна была для него удивительной!
Деревья примеряли зелёные шевелюры, из росточков вырастали прекрасные цветы и вся земля стала волшебным зелёным ковром. Окно с восхищением всматривалось во всё, что его окружало и вслушивалось в щебетание птиц. Потом пришло лето, и вскоре дом наполнился радостной суетой — появился малыш. В честь него окно украсили яркими воздушными шариками.
Затем наступила осень с её красочными листопадами, зима в белых нарядах…Всё было так увлекательно и интересно! Хотелось ещё и ещё открытий, впечатлений, чувств! Старые окна, жившие по соседству, с неким снисхождением поглядывали на молодое окно. Наверно когда-то и они испытывали такую безудержную радость от жизни…но было это так давно, что совсем позабыли ощущения…А может теперь им это казалось смешным? Ни кто точно не знает – что же они думали на самом деле.
Но вот на втором году настроения нашего окна изменилось. Ему вдруг стало грустно, что несмотря на то, что не бывает двух одинаковых дней – ему, окну, можно увидеть только то, что перед ним…А ведь есть, наверно, другие дворики, улицы…Получается, что оно их никогда не увидит? С этим невесёлыми мыслями оно и не заметило, как наступила зима. Холодная, и, как никогда, снежная. Лёгкие шторы сменили на плотные, из грубой материи. Их почти не открывали – и окну больше было не видно, что происходит в комнате, и только доносился озабоченный голос мамы:
— Не подходи к окну – от него дует, можно заболеть!
Грустно и обидно было ему. Зимой быстро темнело на улице, как и у него и на душе.
Окна, по соседству, как могли, успокаивали его. Рассказывали, что у них всех такая судьба, предназначенье, но зато какое!
— Ты только, задумайся! – говорили они, — благодаря нам, для людей, не перестаёт существовать внешний мир! Они дома, но при этом видят всё, что происходит на улице! Мы не раз слышали их разговоры. Оказывается, утро многих начинается с того, что они сморят в нас! А как нас украшают! Оглянись, нет ни одного одинакового окна – у каждого своя занавесочка!
— Да, что мне эти занавески – с горечью отвечало наше окно. – Я хочу быть исключительным! Что бы интересовались именно мной, а не занавесками, которые на меня повесили… Почему я всякий раз должен слушать: «Какая хорошая погода!», « Какие красивые деревья!». А как же я? Какое я? Я хочу что б и на меня обратили внимание!
— Но это не наше предназначенье … — с недоумением говорили остальные окна.
Долго теперь тянулись дни нашего окна… Его почти ничего не радовало… Но однажды, сквозь плотные шторы до него вдруг донеслись слова о каком-то странном празднике, его называли Новый год. Рассказывали о чудесах, об исполнении желаний…А потом в доме появилась ёлка (окну её удалось разглядеть через небольшую дырочку в шторах).
— Какое красивое и необычное дерево! — удивлялось окно. — На нём растут фонарики, лампочки, которые горят по вечерам…На улице перед домом нет таких деревьев! Наверно, действительно Новый год – волшебный праздник! А что если и мне…загадать желание? — Да! Я загадаю желание!
Оставшиеся дни до Нового года (а их оставалось уже совсем чуть-чуть), наше окно провело в предвкушении чуда.
И вот долгожданный вечер, стрелки часов приближаются к заветной цифре, ещё чуть-чуть и раздаётся бой курантов. Дальше смех, веселье, поздравления, какие-то огни, подымающиеся в ночное небо! А чудо? Окно боялось даже думать о том, что это был обман, что это вовсе не волшебный праздник и в него не исполняются желания…И ещё сильнее боялось думать о том, что именно его желание почему-то не сбылось…Может какой-то сбой в волшебстве?! Нет, нет, нет! Этого просто не может быть!
И оно заснуло каким-то тяжёлым мучительным сном… А на утро его разбудили восторженные голоса:
— Вы только посмотрите на окно! Какие на нём узоры! Тут, и птицы, и звери, и цветы! А вдали виднеется сказочный город! Это настоящая картина! Исключительная красота!
— Неужели это обо мне говорят? – не поверило окно. И стало себя разглядывать… — Неужели это я?
Да, это было оно! Шторы были широко распахнуты, и окно стояло теперь во всей своей зимней узорчатой красоте! В один миг улетучилась грусть и оно почувствовало себя счастливым! Как же сильно ему тогда захотелось творить добро, захотелось улыбаться миру и захотелось через себя показывать этот мир другим! Ведь это так здорово! С тех пор у него началась новая жизнь. С Нового года – Новая жизнь!? Именно так!
После того, как вы прочитаете/расскажите историю, поговорите с ребёнком:
— Понравилась ли ему история?
— Знакомы ли ему переживания, затронутые в этой истории?
— Можно ли взять эпиграфом к этой истории высказывание, которое приводилось в начале?
Обоснуйте ответ. Обсудите как само высказывание, так и его использование в качестве эпиграфа к этой сказке. Можно подобрать и другие высказывания (если данное покаЗАЛОСЬ неподходящим или захочется того или иного дополнения).
— Предложите пофантазировать и придумать разные заключения этой истории, как могли бы ещё сложиться обстоятельства.
Примечание
Наверно, каждому из нас хотелось бы успешно проявлять свою индивидуальность, а ещё, чтобы её замечали и ценили окружающие. Когда же это по тем или иным причинам не получается , то велика вероятность того, что в нашей душе появится дискомфорт, недовольство собой, недовольство другими, чувство, что тебя не ценят. И вот ты начинаешь ловить что-то важное для себя, но оно всё ускользаёт и ускользает — словно солнечный зайчик по стене, потолку…
Не всегда легко в такие моменты собраться духом, всё обдумать и попытаться начать как бы новую жизнь: учитывая старые ошибки делать новые шаги по-другому или понять, что на самом деле ничего менять не надо, надо просто ценить то, что имеешь. ..
Часто это бывает из-за того, что рядом нет дружеского плеча, людей, которые вдохнут веру, поддержат, скажут о твоих достоинствах…А это очень важно. Ведь искреннее участие и доброе напутствие способно сотворить чудо: открыть второе дыхание у человека, пробудить веру в себя. И об этом нельзя забывать. Всегда стараться поддержать того, кому сейчас трудно и быть благодарным тем, кто поддерживает нас.
Материал подготовила детский психолог Светлана Флоринская-Колбасова