Стоит ли учить ребенка музыке и как это делать
Каждая пара современных родителей стремится как можно больше заниматься развитием своего малыша. И практически в каждой семье наступает момент, когда решается вопрос о том, стоит ли заниматься с ребенком музыкой и отдавать его в музыкальную школу. При этом нередко родители отказываются от музыкального развития малыша, помня о своем детстве, когда их заставляли подолгу играть на фортепиано или заниматься сольфеджио.
Однако если вы переборете свои предубеждения, то подарите ребенку дополнительную возможность духовного и интеллектуального развития. Дело в том, что многочисленные исследования ученых и психологов подтвердили положительное влияние музыки на способности ребенка к обучению и развитию личности в целом.
Бывает и так, что мама, которой в детстве внушили, что у нее отсутствует музыкальный слух, переносит свои комплексы на ребенка, считая бесполезным учить его музыкальной грамоте, и даже не считает нужным купить детские игрушки для мальчиков и девочек, которые позволили бы детям самостоятельно музицировать. Но в этих случаях полезно знать, что ни один человек с рождения не является не способным к музыке. Напротив, еще с периода внутриутробного развития младенцы положительно реагируют на приятные мелодии, а, следовательно, очень восприимчивы к музыке.
Как учить ребенка музыке?
Конечно, успех музыкального образования ребенка зависит в первую очередь от преподавателей и выбранной ими методики обучения. Наиболее эффективным считается постепенное знакомство ребенка с мелодиями. Для самых маленьких отлично подойдет классическая музыка — специально подобранные для малышей композиции можно найти в интернете и музыкальных магазинах.
Начиная с трех лет можно переходить к активным занятиям музыкой. Лучше, если это произойдет на специальных занятиях в развивающих центрах. Во время таких уроков дети сначала визуально знакомятся с инструментами, трогают их и пытаются извлекать звуки. Кроме того, занятия проводятся под легкую приятную музыку, что способствует появлению у малыша чувства ритма. А следующим этапом его развития обязательно станет попытка подражать знакомым мелодиям.
Родителям при этом рекомендуется использовать некоторые элементы этой методики дома, приобретя детские музыкальные инструменты и занимаясь музыкой вместе. При этом занятия должны проводиться в виде обычных домашних игр с детьми, ведь именно в игре ребенок дошкольного и младшего школьного возраста приобретает полезные навыки и лучше запоминает предлагаемый ему материал.
При таком подходе музыка воспринимается ребенком естественно, а не как тяжелое занятие, требующее огромной концентрации внимания. А результатом этих занятий обязательно станет развитие музыкального слуха, чувства ритма и любви к музыке. Наличие таких способностей у ребенка говорит о его готовности к поступлению в музыкальную школу.
Нужна ли ребенку музыкальная школа?
Этот вопрос родители должны решить для себя сами. Тут нельзя не отметить, что традиционное музыкальное образование чаще всего построено на многократном повторении одних и тех же движений и теоретических вопросов. Конечно, это положительно сказывается на технике игры в целом – она обычно оказывается доведенной до автоматизма.
Но к творческим способностям такая игра имеет не большое отношение. Чтобы обучение музыке способствовало гармоничному развитию личности вашего ребенка, его нужно строить на принципах относительной самостоятельности, ценности музыкальной импровизации и свободы творчества.
При таком подходе ваш ребенок будет испытывать радость от музыкальных занятий, и они ни в коем случае не покажутся ему скучными и трудными. Более того, западными учеными уже доказано, что дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой, показывают более высокие успехи в школьном обучении. Это объясняется тем, что музыка как никакая другая творческая деятельность способствует развитию сразу нескольких отделов головного мозга. А это значит, что интеллектуальный потенциал вашего ребенка будет гораздо выше, нежели у его сверстников (даже в том случае, если они занимаются с репетиторами).